- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Суд присяжных, перспективы и противоречия в деятельности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | K009192 |
Тема: | Суд присяжных, перспективы и противоречия в деятельности |
Содержание
Суд присяжных: перспективы и противоречия в деятельности. Хизриева Ажа. 5 курс (индивидуальная группа). Содержание Введение Глава 1. История возникновения суда присяжных. 1.1 Исторический аспект возникновения суда присяжных. 1.2 Судебный процесс с участием присяжный заседателей в современном уголовном процессе. Глава 2. Правовые основы деятельности суда с участием присяжных заседателей и особенности судебного производства с их участием. 2.1 Порядок отбора присяжных заседателей. Их права и обязанности. 2.2 Роль председательствующего судьи в суде с участием присяжных заседателей. 2.3. Особенность введения судебного процесса с участием присяжных заседателей и прения сторон. 2.4 Постановка вопросов, подлежащих разрешению присяжными заседателями. Порядок голосования и вынесения вердикта. ? 2.5 Провозглашение вердикта. Постановление приговора. Глава 3 Проблемы и перспективы проведения судебного процесса с участием присяжных заседателей. Глава 4 Проведение судебного процесса с участием присяжных заседателей в зарубежных странах. Сравнительный анализ с законодательством российского государства. 4.1 Проведение судебного процесса с участием присяжных заседателей в зарубежных странах. Сравнительный анализ с законодательством российского государства. 4.2 Значение института суда присяжных. Заключение Список литературы Введение Споры по поводу введения института суда присяжных были с момента его появления. Споры эти закономерны и неразрешимы, поскольку это имеет мировоззренческую основу. Профессионалы имеют по этому поводу различные мнения: можно ли допускать в юриспруденцию с правом решающего голоса людей, не имеющих определенных знаний в этой области. Если да, то, с какими именно ограничениями. Тем не менее, несмотря на различные мнения, Конституция РФ, принятая всенародным голосованием в 1993 году, в ч.4 ст.123 провозгласила "В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей". Суд с участием присяжных заседателей является одной из основополагающих основ демократического правового государства, провозглашённого в Конституции Российской Федерации. Суд с участием присяжных заседателей был введён в России в результате судебной реформы 1864 года и упразднён в 1917 году. Новое возрождение суда присяжных произошло законодательно в 1993 году. Деятельность суда с участием присяжных заседателей на сегодняшний день регулируется разделом 12 УПК РФ и общими правилами уголовного судопроизводства. Важнейшей особенностью суда присяжных является то, что такой процесс является гарантией от необоснованного произвола со стороны государства. Роль проведения судебного процесса с участием присяжных заседателей ещё обусловлена не только тем, что вопрос о виновности или невиновности решается простыми гражданами, а не высококвалифицированными судьями, но и тем, что такой судебный процесс стал носить состязательный характер. Нововведения в законодательстве не обошли стороной и мнения экспертов и специалистов. Кто-то придерживается того, что проведение суда с участием присяжных заседателей является одним из способов проявления принципа демократизма, а кто-то критикует и говорит о его полной либо частичной неэффективности из-за проблем, которые могут возникать на законодательном и на административном уровне. Проблему института судебных присяжных исследовали и практики и теоретики. Например:…………………… Актуальность исследуемой темы заключается в определении роли суда присяжных, его действенности. Объектом исследуемой темя является общественные отношения, возникающие в связи с деятельностью суда присяжных в России, его правовое регулирование. Предметом исследования являются правовые и теоретические основы развития и функционирования суда присяжных в РФ и в зарубежных странах, выявление проблем в деятельности суда присяжных. Цель работы - анализ основных проблем становления и развития института суда присяжных, определение его перспектив. Для достижения цели определены следующие задачи: 1. определить этапы развития и формирования суда присяжных в России 2. Установить правовое положение присяжных заседателей 3. Выявить проблемы и перспективы развития данного института и пути решения этих проблем 4. Провести сравнительный анализ деятельности суда присяжных в России и за рубежом. 5. определить значение института суда присяжных. Теоретическую основу работы составляют научные статьи, монографии, диссертации, учебная литература. Нормативную основу составляют Конституция РФ, Уголовно-процессуальный Кодекс РФ, ФЗ «"О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" от 20.08.2004 N 113-ФЗ, комментарии к УПК, Определения ВС РФ, Постановления ВС РФ. Практическую основу составляют материалы судебной практики. Работа состоит из 4 глав Глава 1. История возникновения суда присяжных. 1.1 Исторический аспект возникновения суда присяжных. История возникновения суда присяжных имеет удивительные этапы. Ее становление можно рассматривать, начиная с первобытного общества до современной России. Присутствие народа при отправлении правосудия, а тем более его решающий голос, всегда были и остаются открытым проблемами и поводом для дискуссии в юридической науке. В каждом государстве, где применяется этот институт, постоянно разрабатываются и совершенствуются меры или законы, регулирующие судебный процесс с участием присяжных заседателей. Под давлением большого количества проблем и теоретических и практических, возникших в таком судебном процессе, некоторые государства и вовсе отказались от него. Как указано выше, суд присяжных еще действовал в эпоху первобытного общества. Но естественно он представлялся не в таком виде, каким он действует на современном этапе. В эпоху первообщинного строя все конфликты между членами общества решались в ходе физической схватки. Поединок определял исход спора. Такая форма правосудия не отвечала требованиям справедливости. Стала ясна необходимость участия некоего посредника, способного справедливо, независимо и беспристрастно разрешить спор между участниками. Для разрешения конфликтов стороны стали привлекать наиболее авторитетнейших, достойнейших и уважаемых членов общества. Старейшины вершили правосудие на основании сложившихся обычаев и традиций. Однако, суд старейшин не всегда мог соответствовать условию беспристрастности, как, впрочем, и условию независимости. Возникла потребность обращения к коронному элементу – составу судей, определяемых к должности государственной властью из лиц, посвящающих себя судейской деятельности подготовивших себя к ней научным изучением права и практическим применением его. Идее справедливости правосудия издревле служило привлечение к его отправлению народных представителей. Привлечение народных представителей означает участие обычных граждан непрофессионалов в процессе разрешения спора, для уголовной юстиции – в процессе рассмотрения дела по предъявленному лицу обвинению. При этом, народное участие в правосудии рассматривается в литературе в качестве формы непосредственной демократии. Участие представителей народа получило название «народного элемента» в правосудии.1 Существуют исторические свидетельства того, что впервые какое-то подобие судов присяжных в их классическом виде появилось во Франции во времена правления Людовика Благочестивого в 829 году. Эти суды перенесены в Англию норманнами после вторжения в 1066 году. К этому времени относится начало разъездов королевских судей в различные округа королевства. Разъездные судьи - ревизоры, прибывая на место, председательствовали в судах графства, превращая их в королевскую курию. В курию приглашалось по 12 полноправных жителей каждого города, которые принимали вердикт (от лат. vere dictum - верно сказанное) о виновности либо невиновности подсудимого.2 К началу XII века суд присяжных утвердился как неотъемлемый элемент английской правовой системы, вероятно, в результате упадка средневековых форм суда, таких, как поединок, пари и «суд божий»3 К XV веку трибунал присяжных совсем сформировался как независящий и непредвзятый орган, выявляющий реальную сторону дела. Принципиальное значение для деятельности суда присяжных имело решение, которое было принято в процессе слушания «дела Бушеля», в согласовании с которым присяжный заседатель не должен штрафоваться либо сажаться в тюрьму за оправдание подсудимого, даже если тот вправду сделал преступление. с помощью этому решению к 1670 году трибунал присяжных перевоплотился в орган, независящий от воли короля и царских арбитров. К началу 18 века для суда присяжных стала соответствующей практика вынесения решения по судебному делу только на основании предъявленных на процессе и доказанных фактов, при этом, относящихся лишь к изучаемому делу. Сейчас трибунал присяжных более распространен в США, где раз в год проходят более 120 тысяч судебных процессов с присутствием присяжных (это практически 90% всех таких процессов в мире). В ФРГ, как и во Франции, в настоящее время суда присяжных в его традиционной форме не существует. Единственная судебная инстанция, сохранившая такое название, - это Уголовная палата земельных судов. Заседатель такого суда - почетная выборная должность. В ходе судебного разбирательства присяжные приравнены к судьям. Они участвуют в вынесении приговора или принятии судебного решения. Голос заседателя равен голосу судьи. В ФРГ в местных судах дела о малозначительных преступлениях рассматриваются судьей единолично либо одним - двумя судьями совместно с двумя заседателями. Окружные суды рассматривают дела о тяжких преступлениях в составе трех судей и двух заседателей. В судах Японии традиционно не предусмотрено участие представителей народа, что объясняется расходами, которые связаны с их вызовом в суд. Уголовные дела разрешаются судьями-профессионалами - единолично или коллегией из трех судей. Вместе с тем, демократическое движение юристов в последние годы борется за учреждение суда присяжных.4 Суд присяжных для России не является нововведением. Этот и другие институты в области судопроизводства были в России в 19 начале 20-х веков. Введение данных институтов было связано с судебной реформой 1864 года, которая коренным образом изменила судебную систему. Судебная реформа была наиболее последовательной из всех реформ 50-60-х годов 19 века. Суд присяжных рассматривался как центральный институт судебных уставов 1864 года. Суд присяжных в России строился по образцу французского суда. Коронный его состав складывался из 3 членов: председателя и двух его товарищей – заместителей. Скамья присяжных состояла из 11 очередных и 2 запасных заседателей. Присяжные заседатели избирались «из местных обывателей всех сословий», во-первых, состоящих в русском подданстве, во-вторых, имеющих не менее 35 и не более 70 лет отроду, в-третьих, проживавших не менее 2 лет в том уезде, где они избирались. Для избрания присяжных заседателей составляли общие и очередные списки. В общие списки вносились почетные мировые судьи, все состоящие на государственной гражданской службе в должностях пятого и ниже классов. В общие списки так же вносились все состоящие на местной службе по выбору дворянских и городских обществ, крестьяне, избранные членами волостных или сельских судов, «прослужившие «бессрочно» не менее трех лет на выборных должностях волостных старшин, городского головы, сельских старост или работавшие церковными старостами. В очередные списки включались все лица, которые призваны для участия в заседаниях судебных мест. Закон определяет их число: для столиц с уездами – 1200 человек, для уездов с населением свыше 100 тысяч жителей – 400 человек, для уездов с населением менее 100 тысяч – 200.5 Каждый присяжный заседатель участвовал в работе суда только один раз в течение года и мог не привлекаться более в течение следующего года. Процесс с участием присяжных заседателей назывался сессией, которая с торжественного приведения их к присяге и разъяснения председательствующим обязанностей присяжных. Решение в суде присяжными выносилось в виде вердикта, который состоял из большинства голосов. Голоса подавались устно по каждому вопросу в отдельности. Последним выражал свое мнение старшина. При разделении голосов поровну принималось решение, которое было в пользу подсудимого. Приговор, вынесенный судом с участием присяжных заседателей, считался окончательным и мог быть обжалован только в кассационном порядке в уголовном департаменте Сената. Он мог быть отменен полностью или частично. Судебная реформа 1864 года изменила судопроизводство, процессуальное и в какой-то мере материальное право Российской империи.6 В 1917 году произошло упразднение суда присяжных, а в 1922 году в законодательстве о нем не упоминалось. Распространению судебной реформы в целом и суда присяжных, в частности, мешали не только экономические и организационные причины, но и несоответствие новых судебных порядков основам российского государства того времени. В частности, равенство всех перед законом противоречило существовавшему в Российской Империи сословному строю. Суд присяжных, основанный на широком вовлечении представителей общества в открытое осуществление правосудия, действовал при отсутствии представительных учреждений. 1.2 Судебный процесс с участием присяжный заседателей в современном уголовном процессе. История современного российского суда присяжных началась 16 июля 1993года, с принятием Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях». И уже почти десять лет продолжаются дискуссии между сторонниками и противниками этого института. Учитывая, что в последнее время всерьез заговорили о повсеместном введении суда присяжных в РФ, нужно, по-видимому, признать поражение противников данной формы судопроизводства.7 Восстановление института суда присяжных при рассмотрении уголовных дел в значительной мере обуславливалась падением авторитета народных заседателей и потребностью поддержания независимости судей при рассмотрении уголовных дел, необходимостью обеспечения гарантий прав личности в уголовном процессе. При помощи народных заседателей решались не только вопросы правосудия, но и вопросы возможности участия граждан в отправлении правосудия. Следовательно, в публикациях того года авторы и сторонники возрождения института суда присяжных говорили о принципе демократизма, принципе независимости судей и гарантии соблюдения прав человека и гражданина, которые неразрывно связаны с данным институтом. Путь к реализации данной идеи был непрост. 10 января 1993 года Президент РФ направляет в Верховный Совет РФ проект закона об альтернативной форме судопроизводства, который, пройдя 3 марта 1993 года обсуждение в Совете Национальностей, был отклонен Советом Федерации. Законопроект был одобрен Советом Национальностей лишь в результате 3-его голосования, которое состоялось 2 июня 1993 года. По сравнению с законопроектом, предусматривавшим рассмотрение дел с участием присяжных заседателей и судами районного звена, закон ограничил сферу применения уровнем области, края (субъекта Федерации). Учитывая зарубежный опыт, в законопроекте предусматривается возможность применения сокращенной процедуры в случае признания подсудимым своей вины. В последующем Постановлении Верховного Совета РФ от 16 июля 1993 года «О порядке введения в действие Закона РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР», УПК РСФСР, УК РСФСР и Кодекс РСФСР об административных правонарушениях» было предусмотрено введение альтернативной формы судопроизводства с участием присяжных заседателей на территории Ставропольского края, Ивановской, Московской, Рязанской, Саратовской области с 1 ноября 1993 года, на территории Алтайского, Краснодарского края, Ульяновской, Ростовской области с 1 января 1994 года. Законом РФ от 16 июля 1993 г. в УПК РСФСР был внесен десятый раздел о производстве в суде присяжных, состоявший из четырех глав и 47 статей. УПК РФ 2002 (раздел XI), например, содержит 1 главу, состоящую из 33 статей. 15 декабря 1995 года в г.Саратов состоялся первый судебный процесс с участием присяжных заседателей. В соответствии со статьей 8 ФЗ от 18.02.2001 года «о введении в действие УПК РФ» с 1января 2010 года суды присяжных действуют на всей территории РФ.8 20 августа 2004 года принят Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции РФ», в котором отмечены суды, рассматривающие дела с участием присяжных заседателей, и требования, предъявляемые к присяжным заседателям, их прав обязанностей и гарантий.9 На сегодняшний день подписан Закон, направленный на расширение применения института суда присяжных. Согласно данному закону обвиняемым в совершении особо тяжких преступлений против личности по уголовным делам, которые относятся к подсудности районного суда и гарнизонного военного суда, предоставлено право ходатайствовать о рассмотрении их дел коллегией в составе судьи районного суда, гарнизонного военного суда и шести присяжных заседателей; В постановлении о назначении уголовного дела к слушанию судом с участием присяжных заседателей должно быть определено количество кандидатов в присяжные заседатели, которые подлежат вызову в судебное заседание и которых должно быть не менее четырнадцати в верховном суде республики, краевом или областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, окружном (флотском) военном суде и не менее двенадцати в районном, гарнизонном военном суде; уточнены процедуры формирования коллегии присяжных заседателей, порядка судебного следствия с участием присяжных заседателей, формулирования вопросного листа и содержания напутственного слова председательствующего. Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2017 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 июня 2018 года.10 Сравнительно-исторический анализ деятельности суда присяжных позволяет дать оценку его месту в судебной системе, понять, действительно ли он является обязательным атрибутом демократического государства. Именно суд присяжных превращает правосудие в настоящий состязательный процесс. Демократия без состязательного суда невозможна, т.к. только состязательность превращает суд в независимого арбитра, обеспечивает беспристрастное рассмотрение дела, повышает уровень защиты граждан от необоснованного обвинения.11 Таким образом, суд присяжных – это один из важнейших инструментов демократического государства, без которого не обойдется ни одно цивилизованное государство. Суд присяжных занимает важнейшее место в работе всей судебной системы РФ, способствует формированию общественного сознания, является одним из атрибутов существования гражданского общества и демократического государства. Глава 2. Правовые основы деятельности суда с участием присяжных заседателей и особенности судебного производства с их участием. В УПК РФ особенности судопроизводства с участием присяжных заседателей регламентировано разделом 12. Суд с участием присяжных заседателей рассматривает уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч.3 ст.31 УПК РФ, отнесенных к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа. Обязательное условие рассмотрения уголовного дела с участием присяжных заседателей – это заявление обвиняемого ходатайства о рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей. Ходатайство должно быть заявлено в процессе его ознакомления со всеми материалами дела по окончании предварительного следствия.12 2.1 Порядок отбора присяжных заседателей. Их права и обязанности. В ч.5 ст. 32 Конституция РФ говорит: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия». 13 Подробнее данное право раскрывается в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Граждане могут занимать должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем. Более того, согласно пункту 2 статьи 8 Закона участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.14 Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2014) "О судебной системе Российской Федерации" пишет: «1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом. 2. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом. 3. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом. 4. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета».15 Присяжными заседателями являются граждане Российской Федерации, включенные в списки присяжных заседателей и призванные в установленном законом порядке к участию в рассмотрении судом дела. Присяжные заседатели рассматривают уголовные дела в судах субъектов РФ (на уровне районов не привлекаются). Согласно Федеральному закону от 20.08.2004 года №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» требованиями, предъявляемыми к присяжным заседателям являются: 1) присяжными заседателями могут быть граждане, включенные в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванные в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела. Присяжными заседателями и кандидатами в присяжные заседатели не могут быть лица: 1) не достигшие к моменту составления списков кандидатов в присяжные заседатели возраста 25 лет; 2) имеющие непогашенную или неснятую судимость; 3) признанные судом недееспособными или ограниченные судом в дееспособности; 4) состоящие на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.16 Порядок формирования списков присяжных заседателей закреплен в Федеральном законе «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации». Согласно ст. 4 указанного федерального закона каждые 4 года высший орган исполнительной власти субъекта РФ составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, проживающих на территории субъекта РФ. Число граждан, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели субъекта Российской Федерации от каждого муниципального образования, должно примерно соответствовать соотношению числа постоянно проживающих в муниципальном образовании граждан с числом граждан, постоянно проживающих в субъекте Российской Федерации. Число граждан, подлежащих включению в запасной список кандидатов в присяжные заседатели, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и составляет не более одной четвертой числа кандидатов в присяжные заседатели, подлежащих включению в общий список кандидатов в присяжные заседатели. Количество граждан подлежащих включению в списки присяжных законом не устанавливается. Приблизительно оно соответствует соотношению количества постоянно проживающего в муниципальном образовании населения с числом, жителей региона. Количество кандидатов суда присяжных для запасного списка высшим исполнительным органом гос власти субъекта РФ и составляет не более одной четверти числа граждан, внесенных в общий список. В течение двух недель после уведомления граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели об этом, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования предоставляет им возможность ознакомиться с указанными списками и рассматривает поступающие от них письменные заявления об исключении граждан из списков кандидатов в присяжные заседатели и исправления в них неточных сведений. При этом согласно ст. 7 Закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации», граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из укачанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях: выявления обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3 Закона; подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя.17 Но как показывает практика очень часто можно встретить случаи нарушения порядка формирования списка присяжных заседателей. Это является одной из проблем данного института. Суть проблемы заключается в том, что при формировании списков, туда попадают граждане, которые не соответствуют всем требованиям законодательства. В частности такое происходит из-за сокрытия определенной информации самими кандидатами. Из этого вытекает, что проведенный судебный процесс с нарушением составления списка кандидатов часто является не правильный. И решения такого судебного процесса будут обжалованы в вышестоящий суд. Так, приведем пример из практики. 4.3.1. В нарушение ст. 326 УПК РФ в состав коллегии присяжных заседателей вошло лицо, не включенное ни в общий, ни в запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, что повлекло вынесение вердикта незаконным составом коллегии присяжных заседателей и отмену постановленного на основании такого вердикта приговора. В рассмотрении уголовного дела в отношении Л., осужденного 23 марта 2011 г. Самарским областным судом с участием присяжных заседателей по ч. 1 ст. 209 и другим статьям УК РФ, участвовал присяжный заседатель Д. 37 Адвокаты осужденного в кассационной жалобе просили отменить приговор и направить уголовное дело на новое судебное разбирательство, ссылаясь, в частности, на то, что присяжный заседатель Д., избранный к тому же старшиной присяжных заседателей, не включен в общий список кандидатов в присяжные заседатели Самарской области на 2009-2012 гг. Судебная коллегия удовлетворила кассационную жалобу по следующим основаниям. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 381 УПК РФ одним из оснований отмены приговора является вынесение вердикта незаконным составом коллегии присяжных заседателей. Согласно ст. 326 УПК РФ отбор кандидатов в присяжные заседатели для рассмотрения конкретного уголовного дела производится из находящихся в суде общего и запасного списков путем случайной выборки. Представленными в суд кассационной инстанции материалами подтверждено, что Д., который вошел в состав коллегии присяжных заседателей и принимал участие в вынесении вердикта по настоящему уголовному делу, не включен ни в общий, ни в запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для Самарского областного суда на 2009-2012 гг. Таким образом, вердикт по уголовному делу в отношении Л. вынесен незаконным составом коллегии присяжных заседателей.18 Статья 7. Исключение граждан из общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случаях: 1) выявления обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона; 2) подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является: а) лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство; б) лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами; в) лицом, достигшим возраста 65 лет; г) лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления; д) военнослужащим; д.1) гражданином, уволенным с военной службы по контракту из органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны или органов внешней разведки, - в течение пяти лет со дня увольнения; е) судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом, должностным лицом службы судебных приставов или частным детективом - в период осуществления профессиональной деятельности и в течение пяти лет со дня ее прекращения; е.1) имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, таможенных органов или органов и учреждений уголовно-исполнительной системы; е.2) гражданином, уволенным со службы в органах и учреждениях, указанных в подпункте "е.1" настоящего пункта, - в течение пяти лет со дня увольнения; ж) священнослужителем. При вступлении в судебный процесс присяжным заседателям провозглашаются их права и обязанности, согласно статье 333 УПК РФ, в которой говорится: 1. Присяжные заседатели, в том числе и запасные, вправе: 1) участвовать в исследовании всех обстоятельств уголовного дела, задавать через председательствующего вопросы допрашиваемым лицам, участвовать в осмотре вещественных доказательств, документов и производстве иных следственных действий; 2) просить председательствующего разъяснить нормы закона, относящиеся к уголовному делу, содержание оглашенных в суде документов и другие неясные для них вопросы и понятия; 3) вести собственные записи и пользоваться ими при подготовке в совещательной комнате ответов на поставленные перед присяжными заседателями вопросы. 2. Присяжные заседатели не вправе: 1) отлучаться из зала судебного заседания во время слушания уголовного дела; 2) высказывать свое мнение по рассматриваемому уголовному делу до обсуждения вопросов при вынесении вердикта; 3) общаться с лицами, не входящими в состав суда, по поводу обстоятельств рассматриваемого уголовного дела; 4) собирать сведения по уголовному делу вне судебного заседания; 5) нарушать тайну совещания и голосования присяжных заседателей по поставленным перед ними вопросам. 3. За неявку в суд без уважительной причины присяжный заседатель может быть подвергнут денежному взысканию в порядке, установленном статьей 118 настоящего Кодекса. 4. Председательствующий предупреждает присяжных заседателей о том, что в случае нарушения требований, предусмотренных частью второй настоящей статьи, присяжный заседатель может быть отстранен от дальнейшего участия в рассмотрении уголовного дела по инициативе судьи или по ходатайству сторон. В этом случае отстраненный присяжный заседатель заменяется запасным.19 2.2 Роль председательствующего судьи в суде с участием присяжных заседателей. При судопроизводстве с участием присяжных заседателей обязательным в первую очередь является предварительное слушание, которое проводится в соответствии с главой 34 УПК РФ и с учетом особенностей главы 42 УПК РФ. В постановлении о назначении предварительного слушания с участием суда присяжных заседателей судья указывает не только общие вопросы судопроизводства, но и определяет общее количество присяжных заседателей, участвующих в судебном процессе (их не менее 200). В постановлении так же указывается открытым, закрытым или частично открытым будет судебное производство. Постановление судьи является окончательным, что говорит о том, что в дальнейшем подсудимый не имеет права отказаться от суда с присяжными заседателями. Копии постановления вручаются сторонам по их просьбе. Роль председательствующего судьи в процессе огромна, поскольку он определяет ход самого судебного процесса. Так, говоря об активности председательствующего, в своей статье Д.В. Шандров пишет следующее: Активность или полномочия судьи следует рассматривать в трех аспектах: 1. Его полномочия по руководству процессом, порядком судебного заседания. В этом смысле главенствующая и непререкаемая роль председательствующего, пожалуй, никем не оспаривается. Конечно, председательствующий судья руководит процессом в рамках закона, и стороны вправе делать подлежащие внесению в протокол замечания на незаконные (с точки зрения стороны) действия председательствующего. Однако пререкаться с председательствующим никому не дозволено. 2. Полномочия председательствующего при представлении сторонами доказательств. Здесь также председательствующий обладает достаточно властными полномочиями, не делая одной из сторон поблажек; в то же время, контролируя исполнение закона при исследовании доказательств, судья вправе, как по инициативе стороны, так и по собственной инициативе, признать доказательство недопустимым, вправе оценить определенные сведения как не относящиеся к делу и, соответственно, не считать их доказательствами, вправе отклонить любой вопрос, заданный участником процесса допрашиваемому лицу, и т.д. 3. Полномочия суда (судьи) проявлять собственную инициативу в получении дополнительных доказательств. Именно этот вопрос и вызывает наибольшие дискуссии в литературе, в том числе и в современной рос- сийской. Тем более что действующий УПК РФ в этом вопросе (как и во многих других) проявляет непоследовательность. 3) руководит составлением вопросного листа, т.е председательствующий имеет право разъяснять какие вопросы могут ставить присяжные, а какие нет и в каком порядке их ставить и какой должен быть на них ответ. 4) Выступает перед присяжными с напутственным словом. 5) В установленных в УПК случаях вправе распустить коллегию присяжных заседателей20 Кроме вышеперечисленного председательствующий судья еще должен руководить организационными вопросами процесса, разъяснить права, обязанности и гарантии, предоставляемые присяжным заседателям, принимать их присягу, выступает со вступительным словом, и самое главное, следит за тем, чтобы уголовное судопроизводство ввелось, учитывая все правила УПК РФ. 2.3. Особенность введения судебного процесса с участием присяжных заседателей и прения сторон. В России введен суд с участием присяжных заседателей, состоящий из председательствующего судьи и 12 присяжных. К исключительной компетенции присяжных заседателей относится решение вопроса виновен или невиновен подсудимый. О мере его наказания присяжные не имеют права говорить. Особенностью суда с участием присяжных заседателей является то, что в качестве присяжных выступают обычные граждане, не....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: